Аскаракова Алёна Дмитриевна
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на север"в средней группеЦель: Создание социальной ситуации развития знаний о животных Крайнего Севера, их приспособленностью к трудным условиям жизни посредством сюжетно-ролевой игры. Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность Культурно-смысловой контекст: Комментарии: проводится после чтения детям книги С.Черткова «Отважный капитан». Материалы: фотографии, рисунки с изображением тюленей, нерп, бельков, их нор, процедуры искусственного вскармливания и др. Ход занятия: Звонок в телефон, воспитатель отвечает и говорит детям, что позвонили с севера полярники и приглашают смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции в Арктику. «Ты еще не видел Крайнего Севера? Приезжай к нам без опаски Слушать шорох зимней сказки, Слышать звон копыт по насту, Приезжай мы встретим с лаской. Вы не бойтесь холодов – Ни ветров, ни вечных льдов. - А кто такие полярники? (проводят исследования на Крайнем Севере) - Мы принимает приглашение полярников? - А что такое Север? (Это то место на Земле – где все время холодно, где всегда лежат снега (Северный полюс). -Нас приглашают в исследовательскую экспедицию. Тогда давайте отправимся в путь. Дети предлагают на чем ехать, на машине не проедим, тогда на самолете полетим! (На самолете. Потому что там нет дорог, там не живут люди). - Почему? (Потому что там «вечная мерзлота» - подземные оледенение). Идет распределение ролей: пилот, бортмеханик, медсестра, остальные дети- исследователи. Воспитатель – руководитель экспедиции. - Приготовились? - Полетели! Приземлились. - Готовы ли участники отправиться в путь? (Медсестра проверяет общее здоровье. Руководитель объясняет, что сначала они пойдут по тундре, а затем на льдинах будут путешествовать по Северному Ледовитому океану. - Нас подстерегают большие опасности: в тундре можно провалиться в болото, на льдинах есть большие трещины – это тоже опасно. Все должны быть очень внимательными и оказывать друг другу помощь. Руководитель экспедиции советует надеть очки чтобы яркое солнце и сверкающий снег не слепили им глаза. Напоминает, чтобы дети фотографировали животный, их следы, пейзаж, почаще смотрели в бинокли, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Дети идут друг за другом по узкой «ледяной дорожке» (упражнения на равновесие) «Кругом глубокие снега, Куда я взгляд не кину, Метет и кружится пурга, Нам ветер дует в спину. Видят картину Северного оленя. - Что это за животное? - Что вы знаете о Северном олене? (Северный олень – удивительное животное. Он в тундре и кормит людей, и обувает, и одевает. У ненцев, чукчей одежда и обувь изготавливается из оленьих шкур. Даже свои дома, яранги и чумы жители Севера для тепла покрывают сверху оленьими шкурами. Олень - неутомимое животное: возит по бескрайней тундре людей и грузы. А вечером, как только его распрягут – сам себе еду добывает. Разбивает наст копытами и ягель добывает). В белой тундре, где снега, Он растит свои рога- Гордый Северный олень. Царь всех северный зверей. Игра «Оленьи упряжки» (Олень – надевает шапку, каюр – запрягает оленя. Оббегают препятствия «сугробы»). - Идем дальше. А чьи это следы? «Белого медведя» Давайте пойдем по его следам и может быть мы его увидим. (Обращает внимание на медведей на льдине. Предлагает затаиться и понаблюдать за ними). - Что мы знаем о белых медведях? (Самый крупный хищный зверь Севера. Любит плавать в ледяной воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому он не скользит по льду, охотится за тюленями, ловит рыбу, моржей. В полярную ночь спит в берлоге из снега и льда. В декабре у медведице рождаются медвежата. «Белый медведь» Этот мишка снежно-белый – Самый крупный, самый смелый Он всю жизнь живет в снегу На холодном берегу. «С льдины прыгает на лед – Белый мишка и ревет, Как же мишке не реветь? Хоть и белый, да медведь» - А что это мы видим впереди? Загадка «Холодный белый пароход по морю синему плывет. (айсберг)» А на айсберге пингвины. «Вразвалку ходит, как моряк. Белый галстук, черный фрак В Антарктиде среди льдин Проводит дни свои пингвин.» «Как проворные дельфины Плавают в воде пингвины А как вылезут на сушу Ходят очень неуклюже.» (Пингвин – это птица, ест рыбу, рачков, хорошо плавает, не боится холодов. Враг пингвинов – хищная птица поморник, морской леопард). Ритмический танец «Пингвины» -А еще каких северных птиц вы знаете? (Гагары, кайры, гаги, снегири, белые чайки, полярные совы). «Вот полярная сова Ей в ночь глухую не до сна. Сторожит луну она.» Руководитель обращает внимание на лежбище тюлений. (Тюлень хорошо плавает в холодной воде, ловко ныряет. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких, жестких волос. У тюлених рождаются по одному белому детенышу, которые вскармливаются молоком. Питаются рыбой, рачками. «Может плавать целый день В ледяной воде тюлень. На холодном льду лежит, И не мерзнет, не дрожит.» Д/и «Какой» - образование прилагательных Не далеко от тюлений плавает в морской воде морж. - Чем отличается морж от тюленя? (У моржа есть клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами. Ласты помогают им плавать и нырять. Не бояться холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от переохлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воду. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки. Питаются рыбками, моллюсками, рачками. «-Вы узнаете моржа- Бивни словно два ножа! Но моржи и для красы Носят бивни как усы.» «Морж все время закаляется. В ледяной воде купается.» - Ребята, вам понравилось быть настоящими полярниками? А сейчас отправляемся в обратный путь. (Врач осматривает полярников- «Все ли здоровы? Бортмеханик осматривает самолет. Летчик готовиться к полету. Чтение стихотворения «Полярник». Г. Шахнович «Я окончательно решил: Не буду я пожарником. Как только выросту большим, Стану я полярником. Значит надо смолоду Приучаться к холоду. Теперь забуду я про лень, Закалка – дело сложное, Теперь я буду каждый день Усердно есть мороженое. Сюрприз Большая льдина с зефиром. - В этой льдине - от Севера вам ребята подарки. «Белый снег пушистый, В сладкий превратись-ка». Возможное продолжение занятия. Обсуждение с детьми трудностей, которые испытывают полярники, сопереживание им и желание оказывать помощь. 15 февраля 2017 в 16:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.