Аскаракова Алёна Дмитриевна

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на север"в средней группе

 Цель: Создание социальной ситуации развития знаний о животных Крайнего Севера, их приспособленностью к трудным условиям жизни посредством сюжетно-ролевой игры.

Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность

Культурно-смысловой контекст:

Комментарии: проводится после чтения детям книги С.Черткова «Отважный капитан». Материалы: фотографии, рисунки с изображением тюленей, нерп, бельков, их нор, процедуры искусственного вскармливания и др.

Ход занятия:

Звонок в телефон, воспитатель отвечает и говорит детям, что  позвонили с севера полярники и приглашают смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции в Арктику.


 «Ты еще не видел Крайнего Севера?

Приезжай к нам без опаски

Слушать шорох зимней сказки,

Слышать звон копыт по насту,

Приезжай мы встретим с лаской.

Вы не бойтесь холодов –

Ни ветров, ни вечных льдов.


- А кто такие полярники?

(проводят исследования на Крайнем Севере)

- Мы принимает приглашение полярников?

- А что такое Север?

(Это то место на Земле – где все время холодно, где всегда лежат снега (Северный полюс).

-Нас приглашают в исследовательскую экспедицию.

Тогда давайте отправимся в путь.

Дети предлагают на чем ехать, на машине не проедим, тогда на самолете полетим!

 (На самолете. Потому что там нет дорог, там не живут люди).

- Почему?

(Потому что там «вечная мерзлота» - подземные оледенение).

Идет распределение ролей: пилот, бортмеханик, медсестра, остальные дети- исследователи. Воспитатель – руководитель экспедиции.

- Приготовились?

- Полетели!

Приземлились.

- Готовы ли участники отправиться в путь? (Медсестра проверяет общее здоровье.

Руководитель объясняет, что сначала они пойдут по тундре, а затем на льдинах будут путешествовать по Северному Ледовитому океану.

- Нас подстерегают большие опасности: в тундре можно провалиться в болото, на льдинах есть большие трещины – это тоже опасно. Все должны быть очень внимательными и оказывать друг другу помощь.

Руководитель экспедиции советует надеть очки чтобы яркое солнце и сверкающий снег не слепили им глаза. Напоминает, чтобы дети фотографировали животный, их следы, пейзаж, почаще смотрели в бинокли, чтобы не пропустить что-нибудь интересное.

Дети идут друг за другом по узкой «ледяной дорожке»

(упражнения на равновесие)

«Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд не кину,

Метет и кружится пурга,

Нам ветер дует в спину.

Видят картину Северного оленя.

- Что это за животное?

- Что вы знаете о Северном олене?

(Северный олень – удивительное животное. Он в тундре и кормит людей, и обувает, и одевает. У ненцев, чукчей одежда и обувь изготавливается из оленьих шкур.

Даже свои дома, яранги и чумы жители Севера для тепла покрывают сверху оленьими шкурами.

Олень - неутомимое животное: возит по бескрайней тундре людей и грузы. А вечером, как только его распрягут – сам себе еду добывает. Разбивает наст копытами и ягель добывает).

В белой тундре, где снега,

Он растит свои рога-

Гордый Северный олень.

Царь всех северный зверей.

Игра «Оленьи упряжки»

(Олень – надевает шапку, каюр – запрягает оленя.

Оббегают препятствия «сугробы»).

- Идем дальше. А чьи это следы? «Белого медведя»

Давайте пойдем по его следам и может быть мы его увидим.

(Обращает внимание на медведей на льдине. Предлагает затаиться и понаблюдать за ними).

- Что мы знаем о белых медведях?

(Самый крупный хищный зверь Севера. Любит плавать в ледяной воде. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому он не скользит по льду, охотится за тюленями, ловит рыбу, моржей. В полярную ночь спит в берлоге из снега и льда. В декабре у медведице рождаются медвежата.

«Белый медведь»

Этот мишка снежно-белый –

Самый крупный, самый смелый

Он всю жизнь живет в снегу

На холодном берегу.

«С льдины прыгает на лед –

Белый мишка и ревет,

Как же мишке не реветь?

Хоть и белый, да медведь»

- А что это мы видим впереди?

Загадка «Холодный белый пароход по морю синему плывет. (айсберг)»

А на айсберге пингвины.

«Вразвалку ходит, как моряк.

Белый галстук, черный фрак

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои пингвин.»

«Как проворные дельфины

Плавают в воде пингвины

А как вылезут на сушу

Ходят очень неуклюже.»

(Пингвин – это птица, ест рыбу, рачков, хорошо плавает, не боится холодов. Враг пингвинов – хищная птица поморник, морской леопард).

Ритмический танец «Пингвины»

-А еще каких северных птиц вы знаете?

(Гагары, кайры, гаги, снегири, белые чайки, полярные совы).

«Вот полярная сова

Ей в ночь глухую не до сна.

Сторожит луну она.»

Руководитель обращает внимание на лежбище тюлений.

(Тюлень хорошо плавает в холодной воде, ловко ныряет. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких, жестких волос. У тюлених рождаются по одному белому детенышу, которые вскармливаются молоком. Питаются рыбой, рачками.

«Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень.

На холодном льду лежит,

И не мерзнет, не дрожит.»

Д/и «Какой» - образование прилагательных

Не далеко от тюлений плавает в морской воде морж.

- Чем отличается морж от тюленя?

(У моржа есть клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосами. Ласты помогают им плавать и нырять. Не бояться холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от переохлаждения толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воду. Новорожденный моржонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки. Питаются рыбками, моллюсками, рачками.

«-Вы узнаете моржа-

Бивни словно два ножа!

Но моржи и для красы

Носят бивни как усы.»

«Морж все время закаляется.

В ледяной воде купается.»

- Ребята, вам понравилось быть настоящими полярниками?

А сейчас отправляемся в обратный путь.

(Врач осматривает полярников- «Все ли здоровы? Бортмеханик осматривает самолет. Летчик готовиться к полету.

Чтение стихотворения «Полярник». Г. Шахнович

«Я окончательно решил:

Не буду я пожарником.

Как только выросту большим,

Стану я полярником.

Значит надо смолоду

Приучаться к холоду.

Теперь забуду я про лень,

Закалка – дело сложное,

Теперь я буду каждый день

Усердно есть мороженое.

Сюрприз

Большая льдина с зефиром.

- В этой льдине - от Севера вам ребята подарки.

«Белый снег пушистый,

В сладкий превратись-ка».

Возможное продолжение занятия. Обсуждение с детьми трудностей, которые испытывают полярники, сопереживание им и желание оказывать помощь.

15 февраля 2017 в 16:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.